Драгоценные камни в Париже
Турмалин весом 65 карат из Мозамбика, отполированный до асимметричной капли, из коллекции Van Cleef & Arpels.
ФОТО: © MNHN / FRANÇOIS FARGES FROM "GEMS" (FLAMMARION) 2020
ФОТО: © MNHN / FRANÇOIS FARGES FROM "GEMS" (FLAMMARION) 2020
Специально к открытию выставки Van Cleef & Arpels выпустил коллекцию высокого ювелирного искусства The Rocher aux merveilles. В нее вошли броши и браслеты в форме сказочных персонажей: единорога, феи, дракона и змеи. Среди комплектов украшений – серьги с подвеской с бахромой из камней небесного цвета и массивное кольцо с переливающимся изумрудом.
Посмотреть выставку можно до 14 июня 2021 года.
Сложно припомнить экспозицию, посвященную ювелирному искусству, которая копала бы так глубоко — в самом буквальном смысле слова,— как выставка «Драгоценные камни», подготовленная командой кураторов из Национального музея естественной истории в Саду растений Парижа и дома Van Cleef & Arpels. И музейщики, и ювелиры показывают все самое лучшее из своих коллекций: 360 минералов, драгоценных камней и предметов искусства плюс более 200 исторических произведений искусства ювелирного.
Своеобразным эпиграфом к выставке был выбран роман Жорж Санд, большой поклонницы минералогии, «Лора. Путешествие в кристалл». В нем, напомним, рассказывается история студента Алексиса, попавшего в страну гигантских кристаллов: он блуждает по лесам из хризопраза, по алебастровым гротам, видит опаловые океаны, острова ляпис-лазури, и равнодушная кузина Лора, в которую он влюблен, в этом кристальном подземном мире кажется ему почти феей. Когда же видение рассеивается, перед Алексисом оказывается обычная Лора, в чьем облике уже нет ничего прозрачного, и лишь ее голубые глаза все так же сияют сапфировым блеском.
Van Cleef & Arpels. Подвески. Круглые бриллианты и сапфиры от тёмных до светлых тонов. В платине
Кураторы «Драгоценных камней» приглашают совершить похожий вояж: посмотреть на мир через волшебную призму кристаллов. Экспозиция переносит нас на несколько миллиардов лет назад, позволяет проникнуть в недра Земли, узнать, как формируются минералы, ощутить их притягательную силу, увидеть, как они превращаются в произведения искусства, понять, как в природе — в каких-нибудь полупрозрачных завитках раковин аргонавтов или тропических моллюсках, раскрашенных в сотни цветов,— ювелиры находят неиссякаемый источник вдохновения. «В рамках этой выставки диалог на рубеже науки и эстетики получает особенно яркое выражение»,— заявил президент Национального музея естественной истории Бруно Давид. Этот диалог принципиально важен и для ювелирного дома. «Наше сотрудничество с музеем началось в 2016 году с выставки "Драгоценные камни: искусство и наука",— рассказывает Николя Бос, президент и генеральный директор Van Cleef & Arpels.— Мы стремимся добиться баланса между достоверным с научной точки зрения содержанием, которое обеспечивают специалисты музея, показом более 200 ювелирных изделий и поэтичным оформлением, созданным Патриком Жуэном и Санжи Манко. Декорации должны удивить и заворожить посетителей, не умаляя при этом научного содержания экспозиции».
Брошь "Фея - Дух Красоты"-1941. Бриллианты огранки "Роза", круглые бриллианты, рубины, изумруды
Фото: Van Cleef & Arpels
Van Cleef & Arpels. Брошь "Балерина". 18к золото и бриллианты
Van Cleef & Аrpels. "Танцовщица". 18к золото. Персидская бирюза, рубины, бриллианты
Van Cleef & Arpels. Брошь "Птица". 18к золото, платина. Бриллианты. Рубины и сапфиры фесетной огранки.
Van Cleef & Arpels. Брошь "Пегас". Мифологический персонаж в величественной позе. Розовое золото. Тело из рубинов фесетной огранки в невидимом креплении. Коралловые копыта и перья. Разнообразные огранки бриллиантов - круглые, багеты, огранки "роза" и маркизы
Van Cleef & Arpels. Брошь. Взъерошенный (ébouriffé. Fr.) львёнок. 18к. золото. Круглые бриллианты. Глазки - изумруды.1967 год
«Научного содержания», надо сказать, здесь хватило бы на несколько выставок. Первая из трех глав экспозиции называется «История Земли, история секретов мастерства». Путь от «Земли» к «мастерству» кураторы показывают наглядно. Вот кристалл рубина из нынешней Мьянмы, которому около 30 млн лет. Вот его дальний родственник, уже ограненный и готовый к закрепке. А вот — брошь Van Cleef & Arpels «Фуксия» (1968), образчик знаковой техники дома «невидимая оправа»: рубины фасетной огранки закреплены на тончайшей золотой решетке без крапанов. Во всей Франции этой техникой владеют от силы человек десять.
Van Cleef & Arpels. Брошь "Фуксиа". Бриллианты огранки "груша", багеты и круглые бриллианты. Рубины фасетной огранки в "невидимом креплении"
Брошь "Фуксиа" рядом с кристалом корундума изумительного качества.
Van Cleef & Arpels. Брошь "Пион". Бриллианты багеты, круглые, Рубины фасетной огранки в "невидимом креплении". Платина, золото.
Минералы рассказывают долгую историю своего появления в недрах Земли. В экспозиции, к примеру, представлены два метеорита и образец циркона из Австралии — древнейший из минералов, обнаруженный на Земле, ему не меньше 4,4 млрд лет: годится в отцы Луне. К слову, на излете ХХ века появилась версия, что именно в результате этой метеоритной активности на поверхности нашей планеты появилось золото.
Золотой самородок, найденный в Аризоне, США
Первым алмазам, сформировавшимся в недрах Земли,— 3,3 млрд лет. Цветные камни — турмалины, аквамарины, топазы, рубины и сапфиры гораздо моложе: им всего 600 млн лет, и родились они в горах на территории, простирающейся от сегодняшней Бразилии до Шри-Ланки. Горному хрусталю 60 млн лет, он из Альп. Испокон веков этот камень широко использовался в декоративно-прикладном искусстве, в ХХ веке пик его популярности пришелся на эпоху арт-деко. Van Cleef & Arpels показывают на выставке изумительные настольные часы 1934 года из чистейшего (что редкость) горного хрусталя. В центре квадратный циферблат, по бокам — две колонны, их форма отсылала к архитектурному ансамблю строившегося Дворца Шайо. Могокским рубинам — рекордсменам сегодняшних аукционов — 35 млн лет, и родились они от столкновения Индостанской и Евразийской континентальных плит в Юго-Восточной Азии. И наконец, всего 50 тыс. лет назад в раковинах морских моллюсков начал образовываться жемчуг. Гладкие жемчужины правильной формы быстро вошли в современный ювелирный обиход, а вот крупным — шершавым грушевидным, так называемым барочным, потребовалось время. Тело гладиатора в одноименной филигранной броши Van Cleef & Arpels 1956 года (к слову, это ее первый выход на публику) выполнено именно из такой жемчужины.
Брошь Gladiator, желтое золото, изумруды, рубины, барочная жемчужина, бриллианты. 1956 год. Коллекция Van Cleef & Arpels
Фото: Van Cleef & Arpels
Van Cleef & Arpels. Брошь "Цветок". Коралл, круглые бриллианты. 18к золото.
Настольные часы. Cталь, горный хрусталь. 1934 год. Коллекция Van Cleef & Arpels
Вторая глава, «От минералов к драгоценностям», подробно рассказывает о природных явлениях и факторах, оказывающих влияние на формирование минералов. Так, например, главный критерий, определяющий технические характеристики алмазов,— это давление. Считается, что один из самых известных бриллиантов в истории, «Кохинур» весом 105,6 карата, украшающий корону Елизаветы II, сформировался в самых глубоких слоях Земли. Химические вещества, которые попадают в структуру минерала в процессе формирования, определяют его цвет. Азот придает бриллиантам желтый оттенок, бор — голубой. Вода, как известно, камень точит. А еще — поглощает минеральные соли, проникает глубоко в землю, вступает в химические реакции с другими минералами, заполняет расщелины и жеоды и формирует опалы. Кислород способствует коррозии минералов и, как следствие, появлению бирюзы и яшмы.
Завершающая глава — «Париж как научно-исследовательский центр» — еще один внушительный блок информации об исследованиях, тенденциях в ювелирном искусстве и новаторах. Партия «новатора» отдана Жану Вандому (1930–2017) — французскому ювелиру армянского происхождения (его настоящее имя — Оган Тударян), который первым стал использовать в ювелирных украшениях природные кристаллы. Специально к выставке отреставрировали его «Турмалиновое дерево» — ювелирную скульптуру с зелеными и малиновыми листьями-турмалинами.
Конечно, всех богатств столь масштабной экспозиции даже близко не перечислить. Музей особенно гордится столом Орсини — уникальным произведением декоративно-прикладного искусства XVII века, выполненным в технике маркетри: столешница из каррарского мрамора инкрустирована лазуритом, яшмой, перламутром. В коллекцию его передал Людовик XV, и сейчас стол впервые выходит из запасников к публике.
«Драгоценные камни», Музей естественной истории,
с 16 сентября 2020 по 14 июня 2021 года
Мария Сидельникова
ПРОДОЛЖИМ
Van Cleef & Arpels. Брошь "Кленовый лист". Круглые бриллиaнты, рубины багеты. Платина, золото
Van Cleef & Arpels. Брошь "Листочек". Бриллианты огранки "маркиз" и "ашер". Сапфиры фасетной огранки в "невидимой оправе".
Van Cleef & Arpels. Брошь "Кленовый Лист". Бриллианты круглые, багеты, изумруды фасетной огранки в "невидимом креплении". Платина
Van Cleef & Arpels. Брошь "Кленовый лист". Круглые бриллианты и багеты. В платине
Van Cleef & Arpels. Брошь "Виноградный лист". Бриллианты огранки багет.Pубины фасетной огранки в "невидимой оправе" из платины
Van Cleef & Arpels. Брошь "Кленовый листок". 1967 год. Бриллианты багеты. Рубины фасетной огранки. Оправлены в платину и 18к. золото
Van Cleef & Arpels. Колье "Перья". 18к золото. Бриллианты - 29.22 карата. Изумруды - 4.25карата. 1950-х годов
Van Cleef & Arpels. Брошь "Мешочек" (Pochette. Fr.) Круглые бриллианты. Рубины фасетной огранки. Платина
Немало премьер и у Van Cleef & Arpels.Так, впервые после приобретения в 2016 году дом показывает ослепительной красоты колье из платины с 673 бриллиантами весом 204,03 карата, созданное по заказу королевы Египта Назли в 1939 году для торжества по случаю свадьбы дочери.
Королеве Назли тогда было сорок. Она выглядела чрезвычайно элегантно в довольно "рискованном" вечернем платье, созданном Callots Soeurs - Callot Soeurs (французское произношение: [kalosœʁ]) был одним из ведущих дизайнерских домов 1910-х и 1920-х годов. Королева казалась буквально усыпанной бриллиантами. Aнсамбль украшений включал в себя недавно изготовленную диадему и колье от Van Cleef & Arpels, а также серьги-жирандоли и пять-шесть бриллиантовых браслетов.
В 1971 году у Van Cliff & Arpel появился желтый бриллиант весом 95,00 каратов, «Walska Briolette», известный своей огранкой "бриолетт" в виде капли и названный в честь его бывшей владелицы, дивы Ганны Вальской. Van Cleef & Arpels приобрели его на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке и украсили им великолепную брошь "Птица". Жёлтое золото, изумруды, бриллианты и сапфир "кабошон".