Есть много картин, чья судьба обросла городскими легендами. Наверное, потому, что в ту пору, когда их писали, было очень мало визуальных впечатлений - театр да живопись, в общем-то. Журналы, цветные иллюстрации, кино, Интернет пришли к человеку потом.
Это одна из причин возникновения легенд.
А вторая - гениальность живописцев. Воздействие на человека было сокрушающим.
Вот как в случае с картиной Василия Пукирева «Неравный брак». Работа была написана в 1862 году, и мощной экспрессией поразила зрителей. И сразу поползли слухи, еще бы, – в образе шафера художник написал свой портрет.
Говорили, что вроде бы его любимую насильно выдали за старика.
Пукирев сделал жениха намного старше и неприятней, чем он был в жизни.
В 2002году В Третьяковскую галерею поступил портрет,сделанный в 1907 году, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картину "Неравный брак".
На самом деле поводом для создания картины послужило не собственное горе Пукирева, а история из жизни его друга, С. Варенцова. Он хотел жениться на девушке, которую родители выдали за богатого фабриканта. Сам же Варенцов был шафером на ее свадьбе. Изначально Пукирев изобразил в этой роли именно его, но позже изменил его облик по просьбе друга.
Самое интересное началось после того, как картина «Неравный брак» была представлена на Московской академической художественной выставке: говорят, престарелые генералы, увидев эту работу, один за другим стали отказываться от женитьбы на молодых невестах.
Позже появились слухи о магическом воздействии картины на женихов в летах: теряют сознание, увидев ее, а то и вовсе отказываются от намерений жениться…
Василий Пукирев. Прерванное венчание.
Некоторые из них даже жаловались на недомогание – головные боли, боли в сердце и т.д.
Зрители прозвали картину «Кощей с невестой».
Историк Н. Костомаров признавался друзьям, что, увидев картину Василия Пукирева, отказался от намерений жениться на молодой девушке.
Василий_Пукирев. В мастерской художника
Неравные браки были настолько распространенным явлением в XIX в., молодых девушек действительно часто выдавали замуж против их воли за богатых и старых, что эта тема была популярна не только в России...
Впрочем, и сейчас сплошь и рядом встречаются неравные браки, правда, по согласию. О мотивах промолчим.
Ольга Извольская. Куклы
Бледна, едва дыша, потупив очи,
Держа свечу дрожащею рукой,
Стоит невеста. Чист и непорочен -
Прелестный лик. С подавленной тоской,
Протянута рука навстречу року -
В обличьи обручального кольца,
Готового сковать её без сроку
Веригами постылого венца
Со сластолюбцем – сморщенным Кащеем,
Обласканным судьбою и царём;
Сияет крест Владимира на шее,
И чин, и власть, и деньги – все при нём.
Сейчас священник, в ризу облачённый,
Надев кольцо на полудетский перст,
Захлопнет дверцу клетки золочёной.
Бедняжка! В ней нести тебе свой крест.
Твой милый здесь же, близко – за тобою,
Но вам не быть с ним мужем и женой.
Как много вас, униженных судьбою,
С немилыми обходят аналой!
Г. Брянский
Фирс Сергеевич Журавлёв
Павел Федотов. Сватовство майора
Карнеев Аким Егорович
Ароза-Хосе Гальегос
Томас Бенджамин Кеннингтон
Лукас Кранах Старший
Конрад Бекманн
Петер Баумгартнер
Блэр Лейтон
Журавлев Фирс Сергеевич
Маковский Владимир Егорович
Михай Зичи
Вильгельм Лейбль
Впрочем, бывало и так. Что тоже является неравным браком.
Уильям Хогарт - Похождения повесы
Ну, и мимо этой картины не смогла пройти
Козельский Анатолий
http://www.liveinternet.ru/users/2338549/post394007022/